Модель ЭС104 прошла проверку межведомственной комиссии. Это та же «Ласточка», только усовершенствованная и почти полностью созданная из российских комплектующих
Российский аналог поездов «Ласточка» — модель ЭС104 — получил сертификат соответствия. Об этом сообщил производитель ЭС104 «Синара — Транспортные машины».
Речи о том, что новая модель полностью заменит «Ласточку», пока нет, говорят эксперты. Ресурсы у электропоездов немецкой Siemens еще есть, все они не ранее 2014 года выпуска, их эксплуатация завершится в середине 2030-х годов. Однако российская разработка компании «Синара — Транспортные машины» просто пополнит парк поездов, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин:
Павел Иванкин
президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры
«Поезд, который мы сейчас видим, это действительно «Ласточка», практически импортозамещенная. Мы сейчас говорим именно об импортозамещении и применении тех технических решений, которые были в классической «Ласточке». Мы видим, что немного изменился внешний дизайн, это шажок вперед на основе тех технологий, которые были у «Синары», мы понимаем, что они уже занимались производством «Ласточек». На этой базе была создана новая модель, за два года была проделана большая работа, были найдены отечественные аналоги, разработаны собственные решения, и мы имеем «Ласточку», которая в производстве и эксплуатации полностью основывается на отечественных решениях. Зависимость от импорта осталась на уровне 5-7%, но эта задача с учетом параллельного импорта решена. «Ласточка» сегодня адаптирована под все условия эксплуатации в межгородском и пригородном сообщении, это касается и устройств зарядки, возможности перевозки электросамокатов с подзарядкой, большое количество информтабло — все эти задачи, которые стояли перед инженерами, в рамках проекта ЭС104 были решены. Пока никто не говорит, что нужно менять те «Ласточки», которые есть, они спокойно эксплуатируются. Другое дело — в целом нужно обновлять парк межгородских и пригородных поездов, здесь большая работа, здесь необходима замена поездов предыдущего поколения, тех, которые делал Демиховский машиностроительный завод. Задача у новой «Ласточки» — повысить комфорт пригородных перевозок, а не заместить «Ласточки» предыдущего поколения».
⚡️ Интересуетесь передовыми технологиями? Мечтаете создавать будущее своими руками? 🚀 Станьте
Инженером по автоматизации и управляйте
инновациями! 🤖
Немецкая Siemens обслуживала свои «Ласточки» до мая 2022 года, затем покинула рынок. Производство поездов этой модели было приостановлено, однако российская промышленность быстро научилась производить все основные узлы и агрегаты. Даже без полной поддержки Siemens можно выработать ресурс поставленных «Ласточек» до конца, уверены специалисты.
В РЖД ожидают, что поставки российского аналога «Ласточки» начнутся уже в конце этого года. Вместе с тем та же компания «Синара — Транспортные машины» занимается проектом высокоскоростного поезда для еще непостроенной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Петербург. О проекте ВСМ и о том, что момент для него настал, в августе говорил президент. Время в пути должно сократится до двух часов 15 минут, состав будет развивать скорость до 400 километров в час. К сборке нового скоростного поезда приступят только в 2026 году.
Поезда здесь даже не главное, важно, по какому пути в развитии ВСМ пойдет Россия — по китайскому или по европейскому, говорит научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин:
Михаил Блинкин
научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ
«ВСМ — это обособленные путевые конструкции. Есть ровно две модели. Это европейская, в которой самая обычная экономика: чем выше тариф, тем скромнее трафик. Есть такой тариф, при котором образуется достаточно много желающих поехать, и трафик достаточный, чтобы проект окупить. Китайцы построили ВСМ не просто больше любой страны, они построили ВСМ больше, чем все страны мира вместе взятые. У них сейчас 40 тысяч километров в эксплуатации и еще примерно столько же стройки. Там логика другая, она основана на понимании, что этот проект вряд ли окупится просто за счет трафика и тарифа, но это даст мощный стимул региональному развитию. Для Китая это имеет огромное значение, это мощный стимул во всех сопряженных отраслях, потому что у китайцев национальная промышленность делает все: и рельсы, и вагоны, и локомотивы. Это некоторый способ, акселератор национальной экономики, регионального развития. Это другой подход. Появление этих линий разгружает традиционные железнодорожные пути для грузового трафика, а в Китае тоже гигантские объемы надо возить. Куда мы двинемся — я не знаю. Я не уверен в том, что готовность платить за экономию времени, как в Европе, у нас будет достаточно массовой. Сработает ли у нас китайская модель — здесь начинаются споры, которые всю жизнь велись между железнодорожниками и экономическими ведомствами».
Ранее глава РЖД Олег Белозеров говорил, что к 2035 году планируется построить около 7 тысяч километров ВСМ. В Минтрансе подсчитали, что из Фонда национального благосостояния на магистраль надо выделить 468 млрд рублей. Это деньги только на начальную стадию проекта.